Статьи

Сварщики по индивидуальному «пошиву»

Проект «Комплексное решение кадровой проблемы в сварочном производстве: подготовка выпускников колледжей под рабочее место» Центра компетенции по сварке Головного аттестационно-сертификационного центра Республики Башкортостан» занял второе место на Всероссийском конкурсе лучших практик подготовки рабочих кадров в 2025 году. Рассказываем, почему работодатели заинтересованы в дополнительном обучении студентов-сварщиков вне стен техникумов

По данным Минпросвещения России [1], ежегодно колледжи и техникумы нашей страны выпускают 20,3 тысячи специалистов по сварке. Однако дефицит квалифицированных кадров в области сварочного производства остается актуальной проблемой. Одна из причин — в том, что система профессионального образования в основном готовит кадры для всех, но ни для кого конкретно. Универсальные образовательные программы не учитывают специфику производства на отдельном взятом предприятии.

В Центре компетенции по сварке Головного аттестационного центра по сварке Республики Башкортостан (ЦКС ГАЦ РБ) возникла идея выполнять заказы предприятий на подготовку сварщиков под «рабочее место», причем быстро и с гарантированным результатом. Молодые специалисты на момент прихода на предприятие должны обладать навыками изготовления изделий под определенные технологические процессы и иметь на руках требуемый набор документов для допуска к сварочным работам.

Экономическая модель проекта базируется на том, что не все предприятия готовы софинансировать колледжи в роли индустриальных партнеров и нередко не имеют корпоративных учебных центров. Из-за дефицита кадров на предприятиях невозможно найти специалистов, которые одновременно бы обладали и высокой профессиональной квалификацией и способностями к выполнению функций наставника. Даже если эти два фактора сочетаются, реализовать наставнические функции невозможно из-за загруженности работников.

[1] https://docs.edu.gov.ru/document/9414b58a1c802a210ee741197d96d943/
Кроме того, зачастую предприятия не готовы принять на практику студентов, в том числе из-за ограничений по возрасту. В то же время в колледже студенты тоже не всегда могут пройти практическую подготовку в полном объёме из-за кадрового дефицита опытных мастеров производственного обучения и ограниченного финансирования образовательного процесса. До сих пор не все колледжи укомплектованы современным сварочным оборудованием.

По этим причинам Центр компетенции по сварке выступает эффективным связующим звеном между колледжем и предприятием, обладая нужными ресурсами для подготовки специалистов сварочного производства.

«Суть практики заключается в отборе студентов колледжей, желающих работать на конкретном предприятии, с обязательным заключением ученического договора. Центр компетенции по сварке обеспечивает их «доводку» до требуемого уровня профессиональной подготовки с учетом специфики рабочего места на конкретном предприятии», — объясняет руководитель Центра компетенции по сварке Головного аттестационно-сертификационного центра Республики Башкортостан Валерий Атрощенко.
Компоненты качества подготовки

Качество обучения в проекте ЦКС ГАЦ РБ достигается благодаря нескольким слагаемым:

●профессиональному обучению с учетом требований профессиональных стандартов и специфики производства;

●независимой оценки качества подготовки студентов во время обучения, которая выполняется сторонней организацией с использованием методов неразрушающего контроля сварных соединений;

●независимой оценке квалификации в центре оценки квалификации после профессионального обучения;

●аттестации работника по требованиям нормативных документов НАКС.

«Идея адаптировать практику на студентов колледжей появилась после реализации проекта по совмещению государственной итоговой аттестации с независимой оценкой квалификации, в котором участвовали выпускники колледжей в масштабах Республики Башкортостан. В 2023 году, например, в ГИА—НОК приняли участие 900 студентов 29 колледжей. Анализ результатов того проекта показал, что студенты, успешно сдавшие профессиональный экзамен в ЦОК, остаются работать по профессии. Остальные выпускники, к сожалению, либо нашли для себя новую профессию, либо доучивались непосредственно на рабочем месте», — констатирует Атрощенко.

От технического задания до аттестации

Предприятия предоставляют в Центр компетенции по сварке техническое задание (ТЗ) на разработку образовательной программы. В этот документ включают необходимые требования для подготовки работников под рабочее место. Например, указывают способ сварки, марку основного и вспомогательного материала, размеры заготовок, тип шва и тип соединений при сварке, а также при необходимости марку оборудования и другие сведения. Кроме того, указывается профессиональный стандарт, который определяет требования к квалификации и на основе которого разрабатывается образовательная программа.

Представители работодателей производят отбор студентов колледжей, желающих участвовать в данном проекте. Кроме этого, индустриальные партнеры принимают участие в работе квалификационной комиссии в ходе итоговой аттестации по программе профессионального обучения

Возможно также участие работодателей в материально-техническом обеспечении образовательной программы путем предоставления сварочного оборудования, основных и расходных материалов для уменьшения стоимости обучения.

Руководитель Центра компетенции по сварке рассказывает, что практика для студентов колледжей в этом году была реализована впервые. В ее апробации участие принял один студент Стерлитамакского химико-технологического колледжа. На 2025/2026 учебный год спецподготовку пройдут обучающиеся колледжей под потребности 3—4 предприятий. После изучения наработанного опыта, 13 предприятий Республики Башкортостан направили письма в ЦКС ГАЦ РБ о заинтересованности подготовки сварщиков в рамках реализуемого проекта.

«Стало ясно, что одним из главных факторов успешности практики является применение такого инструмента как независимая оценка квалификации, которая позволяет работодателю принять на работу наиболее подготовленных выпускников колледжей, сократить ресурсы на входной контроль сварщика перед допуском к работам. Выпускнику наличие свидетельства о квалификации придает уверенность в своих силах, пробуждает интерес к освоению технологий сварки и стимул развиваться дальше», — отмечает Валерий Атрощенко.